27 марта — Всемирный день театра
По этому случаю я хочу рассказать о посещении Венской оперы. Было это достаточно давно, в 2012 году. Но так уж сложилось, что других, более свежих посещений в Европе театральных представлений у нас не было.
В апреле 2012 года мы целую неделю пробыли Австрии. А приехать в Вену, одну из музыкальных столиц Европы, и не побывать в опере было бы совершенно непростительно.
Поэтому еще дома я ознакомилась с афишей и обнаружила, что 4 апреля в 20:00 состоится неизвестная мне опера «Кардильяк» неизвестного мне Пауля Хиндемита, длящаяся всего 2 часа. Самое то для Дениса, который в опере не был ни разу.
В этот день мы подошли в районе 18:00 к левому боковому входу и заняли очередь для покупки билетов на стоячие места. Возможно, сейчас цены на них несколько выше, чем были 8 лет назад, но принцип доступности оперы для всех сохраняется в Вене. И именно по этой причине, чтобы исключить какие-либо спекуляции, билеты продаются лично в руки (одному человеку можно купить не более 2 билетов).
Около 19:00 очередь начала двигаться и уже через 10 минут мы были обладателями билетов на балкон – по 3 евро на человека! Подобные же места в партере стоили 4 евро, но я побоялась, что наш туристический дресс-код не подойдет для партера.
Дальше мы поднялись по нескольким лестницам в сопровождении служащего театра, и нас запустили на балкон. Заняли места (я повесила на перила шарфик) и отправились на знакомство с театром: сдать вещи в гардероб на этом же ярусе, выпить в буфете и, разумеется, осмотреть великолепное здание Wiener Staatsoper.
Теперь несколько слов об опере «Кардильяк». Немецкий композитор Пауль Хиндемит создал оперу-детектив в 1926 году по новелле Э.Гофмана.
Либретто. Парижский ювелир Кардильяк творит невиданной красоты и изящества ювелирные украшения. Единственная проблема – всех, кто покупает у него украшения, ждёт насильственная смерть… Продавец золота, поставляющий драгоценный металл Кардильяку, подозревает ювелира…
К Кардильяку приходит офицер свататься к его дочери и просит продать ему одно из украшений в качестве свадебного подарка. Кардильяк нехотя продает, но следует за офицером и ранит его. Торговец золотом это видел. Появляется полиция и зеваки. Офицер, защищая отца невесты, оговаривает торговца золотом. Кардильяк мучается угрызениями совести и во всем признается в таверне. Толпа бросается на Кардильяка. Офицер его защищает, но тот, смертельно раненый, умирает.
Сценография. Интересная, модернистско-минималистическая. Все костюмы персонажей и декорации – в черно-белой гамме. Исключение составляли золотые ювелирные украшения и двери дома Кардильяка, напоминающие громадный спичечный коробок, неожиданно «выплывающий» из совершенного «целого» пола. Фотографировать во время представления запрещено, так что фото из зала во время представления нет.
Музыка. Музыканты и музыковеды, не проклинайте, но для меня идеальная опера, когда, выходя из театра, мурлыкаешь мотивчик: «Чтооооо день грядущий мне готооооовит…», «Сердце красаааавиц склонно к измеееене и к перемене, как ветер мая…», «Моя Кармээээн…». Тут не помурлыкаешь. Опера полифоническая. Певцы поют одно, оркестр играет другое, кое-где они на мгновение встречаются. Чтобы не промахнуться, певцам помогает дополнительный дирижёр, дирижирующий внутри суфлёрской будки.
Мне, достаточно подготовленной в музыкальном отношении слушательнице (все-таки родители музыканты), было очень сложно воспринимать такую музыку. Дениса было и вовсе жалко, на ум приходила фраза из «Красотки»: «Если сразу понравится – то на всю жизнь, а если нет, то можно научиться ценить, но опера никогда не станет частью души»… Он, конечно, нашёл чем себя развлечь, когда понял, что музыка его не впечатляет: читал на маленьком мониторчике слова оперы на немецком, разглядывал сцену, зрителей и руку дирижёра, выглядывающую из суфлерской будки в творческом порыве...
Тем не менее, спустя годы мы с удовольствием вспоминаем наш культпоход в Венскую оперу. Кто знает, может быть, когда-нибудь удастся повторить…
Туры в Европу